Маломерные суда отличаются разными типами корпусов, количеством и видом двигателей, рулевых комплексов и конструктивных элементов. Управляя судном важно знать его ходовые качества, «чувствовать» и замечать малейшие изменения поведения при разных скоростях и режимах работы. Именно эти знания, помноженные на опыт судоводителя, помогут избежать аварийных ситуаций в дальнейшем. Перед началом активного использования вашего катера или лодки рекомендуется сделать пробные заезды и оценить маневренные и инерционные свойства судна, а также знать его эксплуатационные характеристики.

Содержание

Эксплуатационные характеристики

  • пассажировместимость, зависящая от грузоподъёмности, — разрешенное количество людей на борту; на маломерном судне это не более двенадцати пассажиров;
  • грузоподъёмность — вес всех размещённых на борту людей плюс багаж;
  • водоизмещение, измеряемое в тоннах, — объём вытесненной судном воды;
  • скорость — расстояние, проходимое за какой-то период времени; зависит от внешних факторов и мощности силового агрегата.

Мореходные способности

Это качества, отличительными особенностями которых считается способность оставаться на плаву, не переворачиваться и не тонуть.

  • плавучесть — умение держаться на воде и не идти ко дну при попадании внутрь корпуса воды;
  • запас плавучести — некий объём в корпусе, куда не может попасть вода;
  • остойчивость — умение оставаться на плаву и не переворачиваться, даже при сильном ветре или шторме, всегда возвращаться в исходное положение;
  • непотопляемость — имеющиеся ресурсы судна оставаться на плаву после частичного затопления.

Маневренные свойства

  • управляемость — умение удержаться на заданном курсе (устойчивость) и послушное следование поворотам руля (поворотливость);
  • ходкость — движение с заданной скоростью и неизменной мощностью двигателя;
  • инерция — просчитывается длиной пути торможения, разбега и выбега;
  • тормозной путь — время и длина остановки судна от режима полной скорости до полной остановки при полном заднем ходе;
  • выбег — расстояние, пройденное в период от отключения двигателя до полной остановки;
  • путь разгона — расстояние от начала движения до момента устоявшейся скорости.

Особенности управления маломерным судном

  • при движении по реке вверх против течения, лодка слушается руля на много лучше, чем при следовании вниз; это проявляется даже при малых оборотах двигателя;
  • следуя же вниз по течению важно отрегулировать скорость катера несколько быстрее течения; тогда лодка будет более управляема.
  • двигаясь против течения, оборот на обратный курс, следует делать, выезжая из «тиховода» на стрежень; при движении вниз, манёвр осуществляется с точностью наоборот, как указано на рисунке 1 и 2;
  • на судоходных реках расхождение с большими составами и судами безопаснее делать, следуя вдоль выпуклого берега; у вогнутого берега или подмытого яра велика вероятность навала большого теплохода на вашу лодку;
  • при выходе из залива, затона или второстепенного русла рекомендуется сбавить скорость для возможного маневрирования с, оказавшимися на курсе, судами;
  • при сильном боковом ветре оборот следует осуществлять против ветра, во избежание навала судна на берег, как показано на рисунке 3;
  • при попадании судна в зону суводи, необходимо, перекладывая руль и маневрируя оборотами двигателя, выводить лодку на ровном киле в сторону стрежня, увеличивая скорость;
  • приближаясь к мелководному берегу на лодке с подвесным двигателем необходимо поднять мотор, чтобы сохранить лопасти винта;
  • следуя вниз, подход к причалу целесообразнее сделать против течения;

Помните, особенности маневрирования на разных типах маломерных судов сильно отличаются. Поэтому, при управлении на малознакомом судне необходимо быть предельно осторожным, так как сложно предугадать его инерционные особенности в различных ситуациях.