Маломерные суда (катера, моторные лодки, гидроциклы, парусники), это наиболее активно используемый водный вид транспорта. Что бы исключить возможность транспортных происшествий и аварийных ситуаций, вся деятельность на водных путях строго регламентирована кодексами, законами и правилами. Судоводители не обязаны знать их все, но действовать могут только в рамках правового поля этих уставов. Дабы не загружать вас ненужной информацией, мы собрали «основную суть» и представляем вашему вниманию.

Рекомендации

  • движение «маломерок» и парусников только по установленным полосам движения за кромкой судового хода, либо вдоль неё, не дальше десяти метров от края;
  • обязаны незамедлительно уходить с пути следования немаломерных судов без предварительного согласования;
  • судовой ход пересекать разрешается, но за кормой прошедшего судна, либо за полкилометра перед ним, и под прямым углом;
  • шлюзование допускается только при соблюдении всех необходимых требований, и при наличии соответствующего оборудования и снаряжения судна;
  • вход в подходной канал шлюза и в камеру только с разрешения главного диспетчера на «зелёный» светофорный сигнал, после входа транспортных судов;
  • рым для швартовки определяет вахтенный диспетчер;
  • во время шлюзования обязательно следить за швартовным канатом, имея приготовленный нож или топор для аварийной ситуации;
  • двигатель при переходе на другой бьеф глушить не положено;
  • выход из камеры по «зелёному» сигналу светофора;
  • скоростным катерам, при дальности обзора менее полукилометра и в ночное время, разрешается движение сугубо в водоизмещающем положении;
  • движение на судовом ходу разрешается только при массовых спортивных состязаниях с разрешения специалистов ГИМС;
  • местные правила плавания могут запрещать или ограничивать движение на отдельных участках пути и в акватории портов.

Запреты

Маломерным судам и парусникам запрещено:

  • стоять на якоре в судовом ходу и рядом с бакенами или буями;
  • двигаться и останавливаться вблизи и между идущих и стоящих больших судов, дноуглубительных снарядов, плавкранов и пассажирских паромов;
  • причаливать к берегу ближе двухсот метров выше или ниже по течению от грузовых и пассажирских причалов и дебаркадеров;
  • отправляться в плавание при видимости меньше одного километра, а парусным судам нельзя входить ночью;
  • маневрировать вблизи мест для купания.

Расхождение

  • расхождение маломерных судов только левыми бортами;
  • путь уступает тот, у кого «помеха справа»;
  • парусник, идущий левым галсом, уступает дорогу другому парусному судну;
  • для идущих одинаковыми галсами, приоритет для «подветренного» судна;
  • если «наветренное» судно не может определить галс встречного, то уступает дорогу;
  • у парусного всегда преимущество перед моторным.

Обгон

  • маломерное судно обгоняет другое только слева;
  • обгоняемое судно обязательно должно снизить скорость и не мешать маневру;
  • двойной обгон на судовом ходу запрещён;
  • за пределами судовых ходов и на морских путях обгонять можно с любого борта.

Сигналы бедствия

  • привлечение внимания размахиваемым флагом днём или мигание фонариком ночью;
  • выпущенный из ракетницы красный фальшфейер с парашютом;
  • разведённое пламя на палубе судна;
  • красный флаг с чёрным шаром на видном месте;
  • привлечение внимания поднятием и опусканием рук;
  • сообщение о бедствии в эфире.

Звуковые сигналы

(*) – короткий сигнал, ( — ) – продолжительный сигнал;

  • ( * ): изменение движения на право;
  • ( *  *): изменение движения налево;
  • ( *  *  *): движение задним ходом;
  • (*  *  *  *): перед оборотом на 180 градусов или остановкой;
  • (*  *  *  *  *): предупреждение;
  • (—): пассажирское судно подходит к пристани;
  • (—): при приближении к поворотам и изгибам реки, где акватория не просматривается, а также, сигнализируя о приближении к понтонному мосту, дноуглубительному снаряду или шлюзу;
  • (—  —): во время продвижения по трудно просматриваемому участку, для предупреждения встречных судов (каждые две минуты);
  • (—  —  —): сигнал об обнаружении упавшего за борт человека.

На этом тревожном сигнале следует заострить особое внимание. На речном флоте издавна выработана стратегия поведения при подобных случаях, и заключается она в трёх фразах: «круг, тревога, наблюдение!».  Перво-наперво, оказавшемуся за бортом человеку бросается круг, затем, что есть сил и очень громко объявляется тревога. И пока капитан судна делает манёвр разворота, утопающего нельзя терять из виду.

  • (*  —): обращение к другому судну, просьба увеличить скорость манёвра;
  • (—  *): просьба снизить скорость;
  • (—  * —): рекомендация для выхода в радиоэфир;
  • (—  *  —  *): полная ясность (я вас понял);
  • (—  —  *  *): просьба к впереди идущему судну разрешить обгон;
  • продолжительный, три коротких: пассажирский теплоход при манёвре отвала от причала и выходе в рейс.

При плохой видимости (туман, сумерки):

  • (—): одиночное судно во время движения (каждые две минуты);
  • (—  *  *): буксировщик или толкач на ходу;
  • (—  *  *): неуправляемое судно, занятое выловом рыбы, парусник во время движения ( каждые две минуты);
  • (*  —  *): стоящее на якоре или мели посреди судового хода судно;
  • (—  —): дрейфующее судно (каждые две минуты).

Противопожарная безопасность

Для обеспечения соблюдений правил противопожарной безопасности на маломерном судне необходимо выполнять следующие условия:

  • незамедлительно удалять пролитое топливо или масло специальным впитывающим материалом; этот использованный материал не хранить на судне;
  • внимательно наблюдать за шлангами топливной системы — подтёки устранить, а слабые хомуты затянуть; исключать возможность скопления горючих материалов под сланями;
  • исправное электрооборудование судна – залог пожарной безопасности;
  • при возникновении возгорания на судне немедленно применить противопожарный брезент, для исключения доступа кислорода к месту горения;
  • не допускать размещения канистр с топливом вблизи выхлопной трубы и работающего двигателя во избежание воспламенения;
  • строго запрещено курить и использовать открытый огонь во время заправки судна и поблизости от канистр с топливом.

Запрет на эксплуатацию судна при условии:

  • наличие пробоины и водотечности;
  • отсутствие герметичных отсеков, воздушных ящиков, если они предусмотрены техническими условиями;
  • серьёзное повреждения окрасочного слоя корпуса;
  • течь топлива из системы;
  • отсутствие глушителя на судовом двигателе катера;
  • нет чёткой фиксации режимов включения-выключения двигателя;
  • повреждение вала, винта, излишняя вибрация;
  • повышенная дымность выхлопа;
  • трудно вращается штурвал;
  • повреждение штуртросовой проводки рулевого комплекса;
  • любое повреждение рулевого привода;
  • несоответствие требованием сигнально-отличительных огней судна;
  • отсутствие огнетушителя и аптечки;
  • индивидуальные спасательные средства отсутствуют или не соответствуют количеству пассажиров.

Помните! При обнаружении, какого-либо нарушения из этого перечня, немедленно предпринимайте меры к их устранению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.