
Маломерные суда (катера, моторные лодки, гидроциклы, парусники), это наиболее активно используемый водный вид транспорта. Что бы исключить возможность транспортных происшествий и аварийных ситуаций, вся деятельность на водных путях строго регламентирована кодексами, законами и правилами. Судоводители не обязаны знать их все, но действовать могут только в рамках правового поля этих уставов. Дабы не загружать вас ненужной информацией, мы собрали «основную суть» и представляем вашему вниманию.
Содержание
Рекомендации
- движение «маломерок» и парусников только по установленным полосам движения за кромкой судового хода, либо вдоль неё, не дальше десяти метров от края;
- обязаны незамедлительно уходить с пути следования немаломерных судов без предварительного согласования;
- судовой ход пересекать разрешается, но за кормой прошедшего судна, либо за полкилометра перед ним, и под прямым углом;
- шлюзование допускается только при соблюдении всех необходимых требований, и при наличии соответствующего оборудования и снаряжения судна;
- вход в подходной канал шлюза и в камеру только с разрешения главного диспетчера на «зелёный» светофорный сигнал, после входа транспортных судов;
- рым для швартовки определяет вахтенный диспетчер;
- во время шлюзования обязательно следить за швартовным канатом, имея приготовленный нож или топор для аварийной ситуации;
- двигатель при переходе на другой бьеф глушить не положено;
- выход из камеры по «зелёному» сигналу светофора;
- скоростным катерам, при дальности обзора менее полукилометра и в ночное время, разрешается движение сугубо в водоизмещающем положении;
- движение на судовом ходу разрешается только при массовых спортивных состязаниях с разрешения специалистов ГИМС;
- местные правила плавания могут запрещать или ограничивать движение на отдельных участках пути и в акватории портов.
Запреты
Маломерным судам и парусникам запрещено:
- стоять на якоре в судовом ходу и рядом с бакенами или буями;
- двигаться и останавливаться вблизи и между идущих и стоящих больших судов, дноуглубительных снарядов, плавкранов и пассажирских паромов;
- причаливать к берегу ближе двухсот метров выше или ниже по течению от грузовых и пассажирских причалов и дебаркадеров;
- отправляться в плавание при видимости меньше одного километра, а парусным судам нельзя входить ночью;
- маневрировать вблизи мест для купания.
Расхождение
- расхождение маломерных судов только левыми бортами;
- путь уступает тот, у кого «помеха справа»;
- парусник, идущий левым галсом, уступает дорогу другому парусному судну;
- для идущих одинаковыми галсами, приоритет для «подветренного» судна;
- если «наветренное» судно не может определить галс встречного, то уступает дорогу;
- у парусного всегда преимущество перед моторным.
Обгон
- маломерное судно обгоняет другое только слева;
- обгоняемое судно обязательно должно снизить скорость и не мешать маневру;
- двойной обгон на судовом ходу запрещён;
- за пределами судовых ходов и на морских путях обгонять можно с любого борта.
Сигналы бедствия
- привлечение внимания размахиваемым флагом днём или мигание фонариком ночью;
- выпущенный из ракетницы красный фальшфейер с парашютом;
- разведённое пламя на палубе судна;
- красный флаг с чёрным шаром на видном месте;
- привлечение внимания поднятием и опусканием рук;
- сообщение о бедствии в эфире.
Звуковые сигналы
(*) – короткий сигнал, ( — ) – продолжительный сигнал;
- ( * ): изменение движения на право;
- ( * *): изменение движения налево;
- ( * * *): движение задним ходом;
- (* * * *): перед оборотом на 180 градусов или остановкой;
- (* * * * *): предупреждение;
- (—): пассажирское судно подходит к пристани;
- (—): при приближении к поворотам и изгибам реки, где акватория не просматривается, а также, сигнализируя о приближении к понтонному мосту, дноуглубительному снаряду или шлюзу;
- (— —): во время продвижения по трудно просматриваемому участку, для предупреждения встречных судов (каждые две минуты);
- (— — —): сигнал об обнаружении упавшего за борт человека.
На этом тревожном сигнале следует заострить особое внимание. На речном флоте издавна выработана стратегия поведения при подобных случаях, и заключается она в трёх фразах: «круг, тревога, наблюдение!». Перво-наперво, оказавшемуся за бортом человеку бросается круг, затем, что есть сил и очень громко объявляется тревога. И пока капитан судна делает манёвр разворота, утопающего нельзя терять из виду.
- (* —): обращение к другому судну, просьба увеличить скорость манёвра;
- (— *): просьба снизить скорость;
- (— * —): рекомендация для выхода в радиоэфир;
- (— * — *): полная ясность (я вас понял);
- (— — * *): просьба к впереди идущему судну разрешить обгон;
- продолжительный, три коротких: пассажирский теплоход при манёвре отвала от причала и выходе в рейс.
При плохой видимости (туман, сумерки):
- (—): одиночное судно во время движения (каждые две минуты);
- (— * *): буксировщик или толкач на ходу;
- (— * *): неуправляемое судно, занятое выловом рыбы, парусник во время движения ( каждые две минуты);
- (* — *): стоящее на якоре или мели посреди судового хода судно;
- (— —): дрейфующее судно (каждые две минуты).
Противопожарная безопасность
Для обеспечения соблюдений правил противопожарной безопасности на маломерном судне необходимо выполнять следующие условия:
- незамедлительно удалять пролитое топливо или масло специальным впитывающим материалом; этот использованный материал не хранить на судне;
- внимательно наблюдать за шлангами топливной системы — подтёки устранить, а слабые хомуты затянуть; исключать возможность скопления горючих материалов под сланями;
- исправное электрооборудование судна – залог пожарной безопасности;
- при возникновении возгорания на судне немедленно применить противопожарный брезент, для исключения доступа кислорода к месту горения;
- не допускать размещения канистр с топливом вблизи выхлопной трубы и работающего двигателя во избежание воспламенения;
- строго запрещено курить и использовать открытый огонь во время заправки судна и поблизости от канистр с топливом.
Запрет на эксплуатацию судна при условии:
- наличие пробоины и водотечности;
- отсутствие герметичных отсеков, воздушных ящиков, если они предусмотрены техническими условиями;
- серьёзное повреждения окрасочного слоя корпуса;
- течь топлива из системы;
- отсутствие глушителя на судовом двигателе катера;
- нет чёткой фиксации режимов включения-выключения двигателя;
- повреждение вала, винта, излишняя вибрация;
- повышенная дымность выхлопа;
- трудно вращается штурвал;
- повреждение штуртросовой проводки рулевого комплекса;
- любое повреждение рулевого привода;
- несоответствие требованием сигнально-отличительных огней судна;
- отсутствие огнетушителя и аптечки;
- индивидуальные спасательные средства отсутствуют или не соответствуют количеству пассажиров.
Помните! При обнаружении, какого-либо нарушения из этого перечня, немедленно предпринимайте меры к их устранению.