Содержание

Эффект экрана

Экраноплан — гигантский советский самолет, который был разработан, чтобы «парить» над морем, и именно поэтому он потерпел неудачу. Множество технических идей было применено в военной авиации, чтобы попытаться предложить новые решения, но одна из самых ярких — это идея, которую Советский Союз применил в так называемых экранопланах.
Эти гигантские самолеты не «летали», как обычные самолеты. Вместо этого они в основном парили над поверхностью моря, и делали это на исключительной скорости. В рамках проекта удалось придумать удивительный дизайн, но недостатки были таковы, что в конечном итоге они сделали его массовое использование невозможным.

Экраноплан «Каспийский монстр»

Принцип движения судна на воздушной подушке вдохновил советского инженера Ростислава Алексеева в шестидесятых годах прошлого века к созданию совершенно нового проекта. В дальнейшем, Ростиславу Евгеньевичу удалось привлечь интерес советского руководства к новой идее, и добиться финансирования.
В этих проектах концепция судов на воздушной подушке была определенным образом трансформирована и представлена в новой разработке в виде применения так называемого «эффекта экрана». Благодаря этому аэродинамическому явлению стало возможным, что, когда самолет достигнет достаточной скорости, его конструкция могла удерживать его низко над водой, как если бы он поддерживался на воздушной подушке, но достигал фантастических скоростей.


Алексеев разрабатывал все более и более крупные прототипы вплоть до 265-тонного монстра под названием «Каспийский монстр». Его теоретические преимущества, безусловно, были поразительны: высокая скорость, практически невидимый для радаров и гидролокаторов, умение избегать морские мины и широкие возможности военного транспорта.
Этот самолет мог двигаться со скоростью 500 км / ч и нести груз до 600 тонн. У него было восемь двигателей в передней части, что позволяло ему двигаться на высокой скорости, и еще два в задней части, расположенные в гигантском хвосте, чтобы впоследствии поддерживать тягу без необходимости в передних двигателях.

Экраноплан Лунь

Экраноплан класса Лунь (более известный, как проект 903), разработанный советским конструктором Ростиславом Алексеевым в семьдесят пятом году прошлого столетия. Аппарат, использовавшийся советскими, а затем российскими силами ВМФ, с восемьдесят седьмого года по девяностый год прошлого века. Движение осуществлялось благодаря подъемной силе набегающего воздуха или эффекту экрана на высоте нескольких метров над водой. На первый взгляд это инженерное сооружение представляет собой классический гидросамолет, но это далеко не так. По классификации Международной морской организации экранопланы, и, в частности экраноплан класса Лунь, это морское судно.


Эффект экрана возникает во время полета на высоте всего нескольких метров над океаном или землей, когда крылья толкают воздух вниз, где он сжимается между крылом и поверхностью океана. Это вызывает более высокое давление под крыльями и создает подъемную силу. Этот эффект не возникает на большой высоте.
Название Лунь происходит от русского слова, обозначающего хищную ястребообразную птицу луня.

Проектирование и разработка

Экраноплан класса Лунь был разработан в российском городе Каспийске в 2010 году на базе экспериментального экраноплана KM, получившего прозвище «Каспийское морское чудовище».
Лунь приводился в действие восемью турбовентиляторами Кузнецова НK-87, установленными на передних крыльях, каждый из которых производил тягу 127,4 кН. У него был корпус летающей лодки с большой отклоняющей пластиной внизу, обеспечивающей «ступеньку» для взлета. Максимальная крейсерская скорость составляла 550 километров в час.


Оснащенный для ведения противолодочной войны, он нес управляемую ракету P-270 «Москит». Шесть ракетных пусковых установок были установлены попарно на задней поверхности его фюзеляжа с усовершенствованными системами слежения, установленными в носу и хвосте.
Единственная модель этого класса, когда-либо построенная до конца, MD-160, поступила на вооружение Каспийской флотилии ВМФ СССР в 1987 году. Он был выведен из эксплуатации в конце 1990-х годов и оставался неиспользуемым на военно-морской базе Каспийского моря в Каспийске до поворотного в его судьбе момента в июле 2020 года.
Второй экраноплан класса Лунь был частично построен в конце 1980-х годов. Во время его строительства он был перепроектирован в мобильный полевой госпиталь для быстрого развертывания в любом месте океана или побережья. Он был назван «Спасатель». После распада Советского Союза в 1991 году и отмены военного финансирования строительство второго корабля было остановлено. По состоянию на 2021 год незавершенный «Спасатель» базируется рядом с рекой Волга в старом промышленном комплексе в центре российского города Нижний Новгород.

Буксировочная операция в Дагестане

Итак, 31.07.2020 года завершенный экраноплан класса MD-160 Лунь был отбуксирован с военно-морской базы в Каспийске с намерением в конечном итоге выставить на всеобщее обозрение в дагестанском Дербенте в парке «Патриот», объединяющем тематический парк и музейные экспонаты. В парке представлены демонстрационные образцы легендарного русского вооружения советского и современного периода истории России. Операция по буксировке включала использование резиновых понтонов, трех буксиров и двух судов сопровождения и охватила бы примерно 100 км, если бы она была завершена. При осуществлении операции по буксировке аппарат серьезно застопорился на мелководье, поблизости с местом предполагаемого базирования. Экипаж, руководивший операцией по перемещению экраноплана, не сумел найти решение по снятию с мели тяжелого транспортного средства и его пришлось оставить.


Тем временем необычное судно начало привлекать внимание средств массовой информации, зрителей и «городских исследователей» еще до того, как парк был построен. В конечном итоге в августе того же года судно удалось вытащить на береговую линию носом вперед, подальше от разрушительного воздействия морского прибоя.

Технические характеристики

  • Экипаж: 15 человек (6 офицеров, 9 рядовых)
  • Грузоподъемность: 137 т
  • Длина: 73,8 м
  • Размах крыльев: 44 м
  • Высота: 19,2 м
  • Площадь крыла: 550м2
  • Вес пустого: 286 000 кг
  • Максимальный взлетный вес: 380 000 кг
  • Силовая установка: 8 × турбовентиляторов Кузнецова НК-87, тяга 127,4 кН каждый
  • Максимальная скорость: 550 км/ч
  • Крейсерская скорость: 450 км/ч на высоте 2,5 м
  • Дальность полета: 2000 км
  • Практический потолок: 5 м с эффектом экрана
  • Орудия: две 23-мм пушки Pl-23 в двойной хвостовой башне и две 23-мм пушки Pl-23 в двойной башне под передними ракетными трубами
  • Ракеты: шесть пусковых установок для противокорабельных ракет P-270 Moskit Sunburn

Недостатки проекта

После первых тестов было выявлено, что у этих гигантов серьезные проблемы. Например, его техническое обслуживание, когда на двигатели постоянно воздействует морская вода и другие факторы, которые могут помешать его работе.
Управлять этим самолетом было непросто, к тому же для поворота требовались огромные расстояния. Он также не мог работать в плохих погодных условиях, и было практически невозможно использовать его в океане из-за опасности столкновения с волнами выше, чем он мог выдержать.
В результате от дальнейшего развития этого проекта постепенно отказались. К моменту первого испытательного полета в Советском Союзе сменилось руководство. Брежнев не хотел рисковать, преуменьшая значение Алексеева, роль которого в проекте была ограничена. Несмотря на попытки воплотить идею в менее амбициозный и более управляемый самолет, идея все же не принесла ожидаемых результатов.
В последствии была последняя попытка сделать проект успешным. Последней из разработанных моделей стал экраноплан класса Лунь. Который, хотя и не был таким большим, как «Каспийский монстр», был огромен и имел шесть крылатых ракет. Которые могли поражать цель на расстоянии 100 км. Этот самолет был не более чем экспериментом и так и не вошел в боевую фазу.

В заключение

Другие страны по сей день не оставляют попыток применить концепцию эффекта экрана к своим версиям экраноплана. Это фактически удалось американской компании Regent Craft с её новой разработкой электрического экраноплана Seaglider, как возможная альтернатива трансокеанским пассажирским перевозкам.