Навигация бывает двух видов – физическая, зависящая от природных условий (от окончания ледохода, до начала ледостава), и фактическая, регламентированная графиками, утверждёнными местными предприятиями водных путей. На каждой отдельно взятой реке или водохранилище это свои чётко установленные сроки. На эти даты ориентируются при подготовке шлюзов к началу судоходного периода.

Но нерест рыбы всегда вносит свои коррективы в навигацию маломерных судов. В связи с этим запрет на движение мелких моторных плавсредств продлевается до десятого июня включительно. Связано это ограничение с соблюдением режима тишины в период икромёта.

Содержание

Сроки навигации 2022 года на Верхнем Иртыше

  • от устья Чёрного Иртыша до пристани Приозёрное (протяженность 24 км.) с 12 мая по 1 сентября;
  • пристань Приозёрное — пристань Куйган (155 км.) с 9 мая по 3 ноября;
  • пристань Куйган – Бухтарминская ГЭС (250 км.) с 5 мая по 7 ноября;
  • Бухтарминская ГЭС – Усть-Каменогорская ГЭС (77 км.) с 6 мая по 7 ноября;
  • Усть-Каменогорская ГЭС – перекат Н. Лопатинский (19 км.) с 6 мая по 5 ноября;
  • перекат Н. Лопатинский – перекат Н. Азовский (92 км.) с 6 мая по 5 ноября;
  • перекат Н. Азовский – Шульбинская ГЭС (60 км.) с 6 мая по 5 ноября.

Факторы, затрудняющие навигацию

Препятствия на речке, затрудняющие судоходство подразделяются на естественные и искусственные. Естественными называются наносные образования в виде каменных гряд, песчаных кос и перекатов. К искусственным можно отнести, созданные руками человека, гидротехнические сооружения: струенаправляющие  дамбы, гидроэлектростанции, судоходные шлюзы, мосты и запруды.

Что из себя представляет перекат? Это, отложившиеся в русле реки, наносы песка или гальки, устойчиво сформировавшиеся в определённом месте. На протяжении долгих лет проявляющие свои характерные признаки, и обязательно отображающиеся в лоцманских картах.

Перед и после этого наносного образования наблюдаются глубокие места с  плавным потоком — плёсовые лощины. Выше по течению находится напорный скат. Затем следует вершина этих наносных образований – гребень. И ниже по течению, так называемое, подвалье. Существует еще корыто переката, самая глубоководная часть, по которому следуют суда, преодолевается это естественное речное препятствие.

Лимитирующий перекат

Это наиболее мелководный на всём участке перекат, с зафиксированными в местных правилах плавания ограничениями габаритов проходящих судов. И где периодически проводятся путевые работы по дноуглублению и улучшению путевых условий. Выше или ниже по течению устанавливается водомерный пост. И на основании регулярных сведений о глубине формируется многолетний график обеспеченности. Если участок реки зарегулирован гидротехническим сооружением, это позволяет дополнительно узнать сведения о зависимости глубины на перекате от расхода воды через створы гидроэлектростанции.

Плавучие знаки навигационной обстановки

На реках, с течением свыше семи километров в час, выставляются плотики «высоких скоростей» с силуэтными фигурками бакенов. Для левой кромки это белый треугольник, для правой кромки это красный круг. Движение маломерных судов допускается только вдоль края судового хода, обозначенного буями, либо за его пределами. При этом судоводитель, находящийся вне пределов фарватера, обязан уметь визуально издали оценить глубину и степень опасности.

Визуальная оценка глубины

У крутой и обрывистой вогнутой береговой линии всегда большая глубина и повышенные скорости течения. Динамическая ось потока будет стремиться прижать идущее судно к яру. Выпуклый и пологий берег  с более светлой водой сигнализирует о малой глубине, и о наличии подводной растительности.

Выходя на мелководье, винт лодочного мотора испытывает меньшее сопротивление, и обороты двигателя увеличиваются. Серьёзные завихрения водного потока (майдан) могут указывать на крупный затопленный объект, например валун или затонувшее дерево.

И выходя в рейс, не забывайте об индивидуальных спасательных средствах, надевайте страховочные жилеты!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.