Маломерное судно не без основания является объектом повышенной опасности. Таким его делает наличие сразу нескольких факторов: опасность падения за борт и утопления, возможность получить ожог при прикосновении к выхлопному коллектору работающего двигателя, получения травмы от вращающихся элементов, вероятность столкновения с другими лодками и т.д. Катаясь на своём воднотранспортном средстве необходимо помнить, что на воде стоит надеяться только на свои силы, ни в коем случае их не переоценивая, так как помощь может прийти слишком поздно. Причины возникновения аварийных ситуаций всегда неизменны:
- количество пассажиров больше, чем способно вместить судно;
- вес груза выше положенного;
- выход из строя лодочного мотора во время рейса;
- столкновение с другим судном или с подводным препятствием, в результате невнимательности судоводителя;
- внезапно сменившиеся погодные условия (ветер, шторм, дождь).
Содержание
Признаки ухудшения погоды
- наблюдается понижение атмосферного давления;
- летняя ночь теплее предыдущей;
- усиление ветра в вечернее время сигнализирует об ухудшении погоды, а изменение направления ветра по часовой стрелке, о длительном ненастье;
- движение облаков не соответствует направлению ветра, к вечеру наблюдается увеличение количества облаков разнообразной формы;
- звёзды интенсивно мерцают;
- туманы не возникают в привычных местах;
- солнечный закат в ярко окрашенных облаках;
- затяжной вечерний сумрак;
- в ночное время не появляется роса;
- розовый рассвет;
- рябь на поверхности воды усиливается;
- дым от костра не стелется по земле, а устремляется вверх;
- отчётливо наблюдаются солнечные и лунные круги;
- рыбные косяки стремятся уйти в глубокие участки водоёма.
Эксплуатация в различных погодных условиях
Эксплуатация маломерных судов в осенне-весенний период имеет свои особенности. Отправляясь в рейс необходимо проверить:
- состояние корпуса судна на предмет водотечности, наличие на штатных местах закрытых сливных пробок, герметичны ли отсеки плавучести;
- все ли надели страховочные жилеты (на судне обязательно должен быть спасательный круг);
- наличие вёсел и техническое состояние двигателя;
- прихватите с собой тёплые вещи и плащ-дождевик;
- узнайте прогноз погоды на ближайшие сутки, но помните, что он часто бывает ошибочным, поэтому следите за изменением гидрометеорологических условий;
- при возникновении признаков ухудшения погоды незамедлительно покидайте открытые места водоёмов и дожидайтесь улучшения в тихом месте.
Стоянка маломерных судов
Во время летней эксплуатации маломерных судов их стоянка осуществляется в специально оборудованных местах, соответствующих необходимым параметрам:
- место отстоя обеспечивает безопасность при неблагоприятных погодных ситуациях;
- маломерные суда надёжно ошвартованы и находятся под наблюдением;
- защищённость от дождя и ветра;
- условия стоянки позволяют безопасно маневрировать и отходить от причала;
- место ограждено от возможного весеннего ледохода;
- существуют технические возможности для обслуживания двигателя и установки судов на кильблоки при возникновении на акватории стоянки опасного волнообразования, угрожающего безопасности воднотранспортных средств;
- соблюдаются требования ППБ, ТБ и ОТ;
- использованная ветошь и другие отходы складируются в
- специализированные контейнера;
- сброс нефтесодержащих продуктов категорически запрещён.
Ремонт
Виды ремонтов подразделяются на три типа:
- навигационный;
- доковый;
- аварийный.
Навигационный проводится осуществляется весной до начала эксплуатации. В него входит:
- разборка двигателя, установка деталей взамен пришедших в негодность;
- ремонт и покраска корпуса;
- смена повреждённых уплотнительных прокладок на дверях, горловинах и люках;
- замена повреждённых дельных вещей судна;
- ремонт движительно-рулевого комплекса (ДРК);
- ревизия электрического оборудования;
- подготовка к эксплуатации аккумуляторов (зарядка, обслуживание).
Доковый ремонт не проводят без надобности. В него входит: тщательная зачистка судового корпуса от водорослей и старой краски для последующего замера остаточной толщины борта, и восстановление гребного винта после кавитации.
Аварийный ремонт преследует цель восстановления эксплуатационных свойств судна после повреждений.
Проведение любых видов осмотра и ремонта подразумевает обязательное соблюдение правил техники безопасности, для предупреждения травматизма.
Межнавигационный период для маломерных судов
В зимний период после закрытия навигации все суда традиционно поднимаются на берег для осмотра, ремонта и хранения. При отсутствии специального ангара или гаража допускается оставлять суда под надёжным навесом или брезентовым тентом. Подвесные двигатели, всё аварийно-спасательное снабжение судна убирается в тёплое помещение для инвентаризации, ремонта и последующей консервации. Оставлять на берегу катера и лодки, заправленные топливом и водой, категорически запрещается.