Маломерное судно не без основания является объектом повышенной опасности. Таким его делает наличие сразу нескольких факторов: опасность падения за борт и утопления, возможность получить ожог при прикосновении к выхлопному коллектору работающего двигателя, получения травмы от вращающихся элементов, вероятность столкновения с другими лодками и т.д. Катаясь на своём воднотранспортном средстве необходимо помнить, что на воде стоит надеяться только на свои силы, ни в коем случае их не переоценивая, так как помощь может прийти слишком поздно. Причины возникновения аварийных ситуаций всегда неизменны:

  • количество пассажиров больше, чем способно вместить судно;
  • вес груза выше положенного;
  • выход из строя лодочного мотора во время рейса;
  • столкновение с другим судном или с подводным препятствием, в результате невнимательности судоводителя;
  • внезапно сменившиеся погодные условия (ветер, шторм, дождь).

Содержание

Признаки ухудшения погоды

  • наблюдается понижение атмосферного давления;
  • летняя ночь теплее предыдущей;
  • усиление ветра в вечернее время сигнализирует об ухудшении погоды, а изменение направления ветра по часовой стрелке, о длительном ненастье;
  • движение облаков не соответствует направлению ветра, к вечеру наблюдается увеличение количества облаков разнообразной формы;
  • звёзды интенсивно мерцают;
  • туманы не возникают в привычных местах;
  • солнечный закат в ярко окрашенных облаках;
  • затяжной вечерний сумрак;
  • в ночное время не появляется роса;
  • розовый рассвет;
  • рябь на поверхности воды усиливается;
  • дым от костра не стелется по земле, а устремляется вверх;
  • отчётливо наблюдаются солнечные и лунные круги;
  • рыбные косяки стремятся уйти в глубокие участки водоёма.

Эксплуатация в различных погодных условиях

Эксплуатация маломерных судов в осенне-весенний период имеет свои особенности. Отправляясь в рейс необходимо проверить:

  • состояние корпуса судна на предмет водотечности, наличие на штатных местах закрытых сливных пробок, герметичны ли отсеки плавучести;
  • все ли надели страховочные жилеты (на судне обязательно должен быть спасательный круг);
  • наличие вёсел и техническое состояние двигателя;
  • прихватите с собой тёплые вещи и плащ-дождевик;
  • узнайте прогноз погоды на ближайшие сутки, но помните, что он часто бывает ошибочным, поэтому следите за изменением гидрометеорологических условий;
  • при возникновении признаков ухудшения погоды незамедлительно покидайте открытые места водоёмов и дожидайтесь улучшения в тихом месте.

Стоянка маломерных судов

Во время летней эксплуатации маломерных судов их стоянка осуществляется в специально оборудованных местах, соответствующих необходимым параметрам:

  • место отстоя обеспечивает безопасность при неблагоприятных погодных ситуациях;
  • маломерные суда надёжно ошвартованы и находятся под наблюдением;
  • защищённость от дождя и ветра;
  •  условия стоянки позволяют безопасно маневрировать и отходить от причала;
  • место ограждено от возможного весеннего ледохода;
  • существуют технические возможности для обслуживания двигателя и установки судов на кильблоки при возникновении на акватории стоянки опасного волнообразования, угрожающего безопасности воднотранспортных средств;
  • соблюдаются требования ППБ, ТБ и ОТ;
  • использованная ветошь и другие отходы складируются в
  • специализированные контейнера;
  • сброс нефтесодержащих продуктов категорически запрещён.

Ремонт

Виды ремонтов подразделяются на три типа:

  • навигационный;
  • доковый;
  • аварийный.

Навигационный проводится осуществляется весной до начала эксплуатации. В него входит:

  • разборка двигателя, установка деталей взамен пришедших в негодность;
  • ремонт и покраска корпуса;
  • смена повреждённых уплотнительных прокладок на дверях, горловинах и люках;
  • замена повреждённых дельных вещей судна;
  • ремонт движительно-рулевого комплекса (ДРК);
  • ревизия электрического оборудования;
  • подготовка к эксплуатации аккумуляторов (зарядка, обслуживание).

Доковый ремонт не проводят без надобности. В него входит: тщательная зачистка судового корпуса от водорослей и старой краски для последующего замера остаточной толщины борта, и восстановление гребного винта после кавитации.

Аварийный ремонт преследует цель восстановления эксплуатационных свойств судна после повреждений.

Проведение любых видов осмотра и ремонта подразумевает обязательное соблюдение правил техники безопасности, для предупреждения травматизма.

Межнавигационный период для маломерных судов

В зимний период после закрытия навигации все суда традиционно поднимаются на берег для осмотра, ремонта и хранения. При отсутствии специального ангара или гаража допускается оставлять суда под надёжным навесом или брезентовым тентом. Подвесные двигатели, всё аварийно-спасательное снабжение судна убирается в тёплое помещение для инвентаризации, ремонта и последующей консервации. Оставлять на берегу катера и лодки, заправленные топливом и водой, категорически запрещается.