как выбрать маломерное судно

Итак, вы решили приобрести лодку. Перед покупкой вам необходимо тщательно продумать требования, которым будет соответствовать ваше будущее транспортное средство:

  • сколько пассажиров планируется перевозить;
  • на каком водоёме предполагается эксплуатация;
  • целевое предназначение (семейный отдых и прогулки или рыбалка);
  • где хранить зимой и ставить летом;
  • на какой скорости вы хотели бы передвигаться;
  • какую сумму на топливо вы готовы потратить.

Определившись с критериями выбора можно смело приступать к поиску. Благо современные возможности интернета позволяют делать это, не отходя от компьютера.

Скоростные и водоизмещающие суда

Преимущества скоростного маломерного судна, разгоняющегося до сорока километров в час, в большем расстоянии, которое оно способно преодолеть, в отличие от тихоходного. Для человека, ценящего своё время, это определяющий фактор. Габариты и небольшая масса такого транспортного средства позволит без труда его транспортировать и ремонтировать при необходимости.

Минусом при этом варианте может являться тот факт, что скорость будет прямо пропорционально зависеть от загруженности. Чем больше вещей, снаряжения и пассажиров вы разместите на борту тем медленнее поедет ваш катер, и тем больший объём горючего потратит ваш двигатель.

Маломерные суда, передвигающиеся в водоизмещающем положении, не способны развить приличную скорость. В противном случае это повлечёт за собой необходимость увеличивать мощность силовой установки, а это не совсем экономически целесообразно. Плюсом этого варианта, несомненно, является малое потребление бензина, и, следовательно, больший запас хода для дальних путешествий.

Глиссирующие лодки советского производства

В СССР торговая сеть могла предложить покупателям широкий выбор глиссирующих моторок.

  • Мотолодка «Казанка» выпускалась крупными сериями в течение многих лет авиазаводом им. С. П. Горбунова в Казани с 1955 года. Популярность приобрела благодаря невысокой стоимости. Способна развивать впечатляющую скорость в сорок три километра в час с подвесным мотором в двадцать лошадиных сил. К недостаткам можно отнести плохую остойчивость при маневрировании на поворотах, и трудную управляемость на попутных волнах. Прочность корпуса тоже оставляет желать лучшего, так как клёпки часто лопаются. При опрокидывании лодка всплывает носом вверх ввиду недостаточного объёма герметичных баков. Не рекомендуется двигатель мощнее пятнадцати лошадок.
  • Лучшими мореходными качествами обладает улучшенная версия «Казанка-МД», которая обладает дистанционным управлением и способна безопасно эксплуатироваться с двадцати пяти сильным движком.
  • Модификация «Казанки» — «Южанка» стала фаворитом советских любителей быстрой езды по воде вследствие установки наружных бортовых булей по бортам, и возможностью применения мощного агрегата в 25 л.с. 
  • Дюралюминиевая лодка МКМ. Характеризуется достаточной шириной и высотой борта, благодаря чему мягче идёт, не забрызгиваясь волной. Минусом является «допотопный» дизайн обводов и конструкции.
  • «Крым» является лодкой с повышенными мореходными способностями. Незаменимая для дальних путешествий даже в неспокойных водах. Удобна наличием тента и раскладными мягкими сиденьями. Конструкция корпуса очень прочная и отличается повышенной коррозионной стойкостью. Прекрасно ведёт себя на воде даже с тридцати сильным «Вихрем».
  • «Обь» и «Ока-4» славились в своё время современной архитектурой, отличными ходовыми качествами и просторным кокпитом. На них обычно устанавливались мощные моторы: «Нептун» или «Вихрь».
  • Мотолодка «Прогресс» отличается дополнительными опциями, делающие её очень комфортной: большой кокпит, носовой багажник-форпик, запирающийся на ключ ахтерпик для хранения подвесного движка, съёмные колёсики для транспортировки и тент. Уверенно чувствует себя на любом водохранилище, но при сильном волнении ударяется об воду днищем. Развивает скорость до двадцати пяти км/час с «Вихрём-20».    
  • «Казанка-2М» очень вместительный и самый крупный экземпляр, среди себе подобных советских разработок. Легко осиливает установку двух движков по двадцать лошадок. Модель отличается высокими надводным бортом и форштевнем, благодаря чему прекрасно «держит волну». Народные умельцы умудрялись устанавливать на неё автомобильный двигатель, усиливая дополнительным набором.
  • «Янтарь», глиссирующая мотолодка компактных размеров: длиной в три с половиной метра и шириной в метр тридцать пять. Не была способна нести мотор мощнее двенадцати лошадиных сил, но выгодно отличалась сварной конструкцией корпуса из алюминиево-магниевого сплава, способствующего длительному сроку службы.
  • Изготавливаемая из пластмассы мотолодка «Нептун» очень хорошо «держит волну», но для четырёх человек тесновата. Плюсом является наличие дополнительного объёма для вещей и снаряжения под палубой в носу. Рекомендуемая мощность двигателя для установки – не меньше 25 л. с.
  • Еще одно советское изобретение: «Юг-2500». Пластмассовый корпус способен вместить не более трёх человек. По сей день используется для занятий водными лыжами.

Вёсельная лодка

Если вы начинающий судоводитель, и не планируете получать свидетельство на право управления маломерным судном, небольшая гребная ПВХ лодочка будет для вас идеальным решением. Установки, мощностью до десяти лошадиных сил, с лихвой достаточно для такой посудины. Плюсы такого выбора:

  • небольшая скорость передвижения позволит вам вкусить все прелести единения с природой;
  • вы имеете возможность установить инновационный электрический подвесной лодочный мотор, который сэкономит денежные средства на заправке топливом.

Рекомендации при покупке катера

Если вы остановили свой выбор на скоростном катере, следует помнить одно проверенное годами правило мореходов: «чем длиннее, тем быстрее». Большая длина корпуса способствует достижению приличных скоростей, не повышая мощности двигателя и не уменьшая массы судна.

Высокая рубка на катере выглядит очень эффектно, и на ваших друзей и всех окружающих, несомненно, произведёт неизгладимое впечатление. Но в погоне за уникальным дизайном не стоит забывать о том, что такая надстройка ухудшает остойчивость и управляемость, и усиливает «парусность». То есть, на широкой открытой акватории вы будете вынуждены следить за изменением погодных условий для обеспечения безопасности плавания.

Многие катера имеют стационарную силовую установку. Поэтому, в первую очередь, стоит осмотреть будущую покупку на возможность удобного осмотра и ремонта двигателя. Гребной винт также должен быть защищён от возможных повреждений насадкой.

Водомётный движитель, установленный на катерах, завоевал свою популярность в последние годы именно благодаря удобству обслуживания напорной трубы, расположенной в ахтерпике (румпельном отделении).

Материал корпуса

Самые распространённые и популярные материалы, из которых изготавливаются корпуса маломерных судов это дерево, стеклопластик и металл.

Деревянные лодки самые бюджетные, и это, к сожалению, их единственное преимущество. Дерево очень сильно подвержено воздействию внешних погодных факторов. Летнее постоянное пребывание в воде, и воздействие низких зимних температур существенно сокращают срок эксплуатации. Свою лепту вносят и удары о затонувшие брёвна, а также износ форштевня и днища при вытаскивании на берег. Бережное отношение и постоянный уход (ежегодная шпаклёвка и окраска) позволит продлить срок эксплуатации деревянного изделия до десяти лет.

Дюралюминиевый и алюминиево-магниевый сплав отличается прочностью и износостойкостью, но также требует ежегодных весенних малярных работ. А большое количество элементов набора (шпангоуты, стрингеры, кницы) не позволяют тщательно следить за отсутствием мусора и песка. Минусом этого сплава является неспособность противостоять агрессивной среде: солёной воде и сточным водам. При отсутствии неблагоприятных воздействий, посудина из такого материала будет радовать своего владельца не менее пятнадцати лет.

Стеклопластик является несомненным лидером среди материалов для изготовления. Несмотря на дороговизну, он позволяет существенно экономить бюджет владельца отсутствием необходимости в покраске и защите от коррозии. Стеклопластиковое судно неприхотливо при зимнем хранении, так как не боится низких температур. Срок службы, при отсутствии сильных ударов, составляет четверть века.

Подъём судна на берег с помощью устройства

Срок службы любого транспортного средства в большей мере зависит от условий и качества хранения. Для его увеличения применяются различные методы, один из которых, подъём судна на берег в межнавигационный период. Несмотря на то, что этот способ предполагает воздействие на материал корпуса внешних атмосферных факторов, в то же время исключает негативное влияние сверхнормативной ледовой нагрузки, и позволяет осуществить профилактические и ремонтные работы.

Если ваша посудина весит не более пятисот килограммов, то с её подъёмом вполне справится один человек, с помощью самодельного устройства. Конструкция представляет собой собранную на болтах, либо сваренную из швеллеров, раму. Длина и ширина её должна быть немногим больше габаритов вашего судна.

На рисунке подробно описана схема изготовления:

  • 1 — валик лебёдки Ø 22-25 мм;
  • 2 — бронзовая втулка;
  • 3 — щека толщиной 3 мм;
  • 4 — барабан Ø 50 мм;
  • 5 – штифт Ø 8 мм;
  • 6 – стопорный палец Ø 8 мм;
  • 7 – пружина;
  • 8 – кнопка стопора;
  • 9 – корпус стопора;
  • 10 – стопорный диск с отверстиями.

Слип для спуска на воду

Такой вариант подъёмника применяется в местах, где наблюдается большая амплитуда колебаний уровня воды: на водохранилищах, на зарегулированных стоках ниже по течению от ГЭС. На пороге крепится упор в виде деревянного бруса, не позволяющий лодке преждевременно скатиться.

Колесо на транце

Это самый простой вариант для лёгкой лодки. Весь вес перемещён на колесо, и с транспортировкой без усилий может справиться один человек.

В заключение

Мы постарались предоставить в этой публикации наибольшее количество полезной информации всем, кто решился приобрести водное транспортное средство. Надеемся, прочитанное вами поможет принять правильное решение при покупке. Желаем удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.